Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Практическая реализация задач физического воспитания школьников осуществляется на специально организованных уроках физической культуры. В ходе урока, через занятия реализуются средства, методологические принципы и методы физического воспитания. Для советских школ было характерно разнообразие форм обучения. Некоторые методисты объясняют это явление только необходимостью увеличить время занятий, чтобы удовлетворить потребности учащихся в физической нагрузке. В то же время анализ форм занятий показывает, что отказ хотя бы от одной формы приводит к нарушению учебного процесса и снижает качество решения спортивных задач. С развитием массового спорта в различных областях IT появились различные формы физических упражнений. Хотя рассматриваемая форма образовательного контроля по-прежнему является основной, сходные и различные формы целесообразного спортивного строительства, особенно спортивные, индивидуальные и групповые (коллективные) занятия, становятся все более распространенными.
В теории и практике физического воспитания школьников все формы занятий делятся на две группы. Одна - это в основном образовательный процесс, осуществляемый в классе; другая - комплекс воспитательных воздействий вне рамок учебной программы.
Основной формой физического воспитания учащихся начальной школы является физическая культура. Они обеспечивают общее физическое здоровье учащихся. Учащиеся знакомятся с типичными видами физических упражнений, осваивают основы различных техник выполнения упражнений и достигают более высокого уровня физического развития.
Проблемой современных педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: Б. О. Голешевич, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, С. А. Маврин, - определениями педагогической технологии; Б. Т. Лихачев, - задачами педагогической технологии; Г. И. Щукина, М. Н. Скаткин, А. К. Маркова, и другие − деятельностным подходом в обучении.
Объектом исследования являются особенности игрового метода в физическом воспитании.
Предметом исследований являются процесс физического воспитания с помощью игрового метода.
Цель исследования – рассмотреть урочные и внеурочные формы физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать особенности урочных форм физического воспитания;
рассмотреть общую характеристику внеурочных форм физического воспитания;
охарактеризовать внеурочные формы построения занятий физическими упражнениями как содержательная часть внеурочной работы по физическому воспитанию;
рассмотреть анализ результатов констатирующего этапа эксперимента;
изучить анализ результатов формирующего этапа эксперимента.
База исследования: в исследовании принимали участие обучающиеся МАОУ «СОШ 21», г. Набережные Челны, 7-8 классы, у количестве 26 человек.
Методы исследования:
1. Теоретические: - анализ научной и учебно - методической литературы;
2. Эмпирические: - наблюдение, - беседы, - эксперимент.
Методологической основой работы послужили исследования в области психологии зарубежных и отечественных психологов, как, Т.В. Калининой, Е.В. Гавриловой, Э.Ф. Зеер, С.М. Крученецкого, Д.А. Крыловой, В.В. Кулик и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты урочных и внеурочных форм физического воспитания
1.1 Особенности урочных форм физического воспитания
Особенностью традиционной формы является то, что в течение точно установленного времени под руководством преподавателя в специально отведенном месте собирается группа однородных учащихся. Учебная программа является основной формой физического воспитания и реализуется во всех учебных заведениях. В соответствии с целевой направленностью запланированные курсы делятся на классы общей спортивной подготовки и классы профессиональной подготовки, такие как классы спортивной подготовки, классы прикладной спортивной подготовки и классы лечебной спортивной культуры .
Образовательный процесс в школе имеет свою особую направленность, которая зависит от потребностей общества и общей цели образования человека. Исходя из этой цели, были определены конкретные цели и задачи обучения и развития человека, а также содержание этого процесса. Цель и содержание образовательного процесса являются его основными составляющими. Они устанавливаются социальным заказом и выражают планируемые результаты педагогической работы. Общая цель оговаривается в педагогических заданиях, которые содержат содержание обучения, воспитательной работы и развития. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, поскольку изолировать решение учебных задач от образования нецелесообразно, а образовательный процесс основан на формировании условных суждений, основанных на соответствующих знаниях.
Велитченко В.К. в своем исследовании он писал, что физическое воспитание является формой обучения, и им неизбежно охвачены все учащиеся средней школы. Кроме того, непрерывность школьного образования определяет то, что учебная программа устанавливается среди учащихся определенного класса с практически неизменным составом. Это решает проблему организации и проведения курсов с учетом конкретных обстоятельств и общей физической подготовки учащихся. Однако при работе, по возможности, преподавателям следует учитывать личностные особенности каждого ученика в классе .
И наоборот, В.П.Богословский обращает наше внимание на то, что занятия физкультурой проводятся по расписанию с фиксированными датами и временем недели и длятся определенный период времени. Сегодня занятия физкультурой проводятся по 3 часа в неделю. Таким образом, они обеспечивают регулярное усвоение минимальных знаний и навыков, предусмотренных рабочим планом, тем самым формируя основу для многофункционального физического воспитания учащихся.
Если преподаватель правильно организует курс, это может не только обеспечить успешное прохождение курса в течение дня, но и обеспечить самостоятельную работу учащихся во внеклассное время. Эти задания обычно связаны с изучением или совершенствованием навыков различных видов спорта и физической активности. Когда учащиеся выполняют задания дома или в секции физического воспитания, они могут использовать знания, навыки и умельцы, приобретенные в классе.
Таким образом, можно сказать, что учебная программа является основой самостоятельной и групповой деятельности учащихся. Правильное проведение учебных мероприятий в школе во многом определяет желание заниматься спортом в дальнейшей жизни. Поэтому, чтобы дать учащимся понять задачи и важность физического воспитания, физкультминутки и достижений спортсменов, учителя проводят короткий диалог с учащимися на уроке. Еременко Н.И. Обращаем наше внимание на то, что учителя должны знакомить детей с новыми видами физических упражнений, игр и видов спорта в соответствии с актуальностью и потребностями современной жизни. Многофункциональные автомобильные мероприятия не только помогают привлечь детей к занятиям в спортивных клубах и школьных командах, но и привлекают их к участию в различных спортивных мероприятиях в школах и городах. Такими мероприятиями могут оказаться «День физкультурника», «Кросс нации», «Лыжня России» .
Погодаев Г.И. выделяет Такой аспект прикладной физической культуры был определен. В школе необходимо информировать учащихся о том, что многие физические упражнения, используемые на уроках физкультуры, взаимосвязаны и используются в повседневной жизни. Кроме того, не стоит приводить заурядные примеры, например, бег за автобусом или прыжки через лужу. Задача современных школ - дать возможность учащимся привыкнуть к ежедневному использованию спортивных снарядов в различных бытовых условиях. Всему этому дети впервые учатся на уроках физкультуры.
Поэтому стоит остановиться на специфических особенностях организации и содержания занятий по физическому воспитанию.
Первой особенностью можно назвать тот факт, что дети учатся в зале или на улице, где их передвижения менее ограничены, чем в классе, что, в свою очередь, выдвигает особые требования к организации детей и особые требования к общеобразовательным программам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Л. А. Предпосылки перехода к реализации модели смешанного обучения в методике преподаваний физической культуры в общеобразовательных организациях / Л. А. Акимова, П. П. Тиссен, Р. Р. Калимуллин. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 109-110.
2. Алхасов, Д. С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре : учебник для академического бакалавриата / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.
3. Бурханова, И. Ю. Игротехнологии в физкультурном образовании школьников / И. Ю. Бурханова, В. Л. Скитневский. // Физическая культура в школе. – 2022. – № 3. – С. 2-5.
4. Взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов / Л. А. Кадуцкая, Е. С. Николаева, М. Н. Визирякин, Е. Г. Соловейченко. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 61-62
5. Газизова, Т. В. Педагогическое обеспечение формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках физической культуры / Т. В. Газизова, Ю. Л. Лукин. // Перспективы науки. – 2020. – № 9 (132). – С. 68-70.
6. Ганьшин, И. Ю. Спортивные соревнования как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой / И. Ю. Ганьшин. // Образование в современной школе. – 2022. – № 1-2. – С. 9-11
7. Германов, Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. / Г.Н. Германов. – М.: Юрайт, 2019. – 794 с.
8. Годжиев, Г. Т. Проблемы школьной спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной работы / Г. Т. Годжиев, И. Н. Воробьева. – 2023. – № 1 (35). – С. 7-15.
9. Голикова, Е. М. Актуализация модели смешанного обучения «ротация станций» в преподавании физической культуры в общеобразовательной организации / Е. М. Голикова, Т. М. Панкратович. В. Ю. Нефедова. Гимазов, Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. / Р.М. Гимазов. – М.: Лань, 2024. – 156 с.
10. Горячев, В. В. Использование дисциплинарных практик послушания в современной школе (на примере урока физической культуры) / В. В. Горячев.// Психолого-педагогический поиск. – 2023. – № 1 (65). – С. 55-62.
11. Завалишина, С. Ю. Функциональная оптимизация молодого организма средствами физического воспитания / С. Ю. Завалишина, А. С. Махов. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 58.
12. Использование современных технологий физического воспитания в образовательном процессе / С. С. Иванова, А. В. Стафеева, М. А. Малахов, Д. М. Ломаченко. // Глобальный научный потенциал. – 2023. – № 4 (145). – С. 90- 92.
13. Казантинова, Г. М. Физическая культура ученика. Учебник для вузов, 2-е изд. / Г.М. Казантинова. – М.: Лань, 2024. – 304 с.
14. Карягина, Н. В. Домашние задания как одна из форм самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся младших классов / Н. В. Карягина, Ю. А. Иоакимиди. // Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования : сборник материалов V Международной научно-практической конференции, г. Грозный, 14 октября 2021 года / ответственный редактор С. Б. Элипханов. – Грозный : Чеченский государственный педагогический университет, 2021. – С. 168-179.
15. Коричко, Ю. В. Совершенствование физического воспитания школьниц средних классов на основе средств аэробики во внеурочное время / Ю. В. Коричко, О. П. Алексеева. // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 9. – С. 50.
16. Кузьмичева, Е. В. Апробирование спортивно-развлекательных программ с элементами народных игр в общеобразовательной школе / Е. В. Кузьмичева. // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – С. 12
17. Кузнецов, В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. / В.С. Кузнецов. – М.: КноРус, 2020. – 448 с.
18. Левченко, Л. В. Методические основы обучения упражнениям с мячом на уроках физической культуры в младших классах / Л. В. Левченко, Ю. В. Михеева, Н. А. Шашкова. // Физическая культура в школе. – 2022. – № 8. – С. 17.
19. Ловягина, А.Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология физической культуры и спорта. / А.Е. Ловягина. – М.: Юрайт, 2024. – 391 с.
20. Лукьяненко, В. П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия. Учебное пособие для вузов. / В.П. Лукьяненко. – М.: Лань, 2024. – 116 с.
21. МАОУ «СОШ 21», г. Набережные Челны. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/schoolll_21
22. Мелентьева, Н. Н. Особенности реализации принципов обучения на уроках физической культуры / Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина, Е. Н. Яблокова. // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8, № 1. – С. 52-57.
23. Минобрнауки России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
24. Молдованова, И. В. Организация и проведения подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в начальной школе / И. В. Молдованова. – 2021. – № 4 (30). – С. 196-205.
25. Неклюдова, А. А. Практическая реализация модели методики проблемного обучения в процессе физического воспитания в младшем школьном возрасте / А. А. Неклюдова, И. М. Туревский, М. П. Дебердеев. // Физическая культура в школе. – 2022. – № 5. – С. 15-20.
26. Объедков, С. Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры как одна из стратегических задач ФГОС / С. Объедков // Учитель. – 2022. – № 2. – С. 53-55.
27. Одинцова, М. А. Мнения специалистов в области физической культуры о значимости определенных концепций физического воспитания в современной школе / М. А. Одинцова. // Физическая культура. Спорт. Здоровье. – 2022. – № 1. – С. 204-209.
28. Плешакова, А. А. Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры / А. А. Плешакова. // Образование в современной школе. – 2022. – № 1-2. – С. 11-13.
29. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для вузов, 3-е изд. / В.С. Рубин. – М.: Лань, 2023. – 104 с.
30. Формирование здорового образа жизни. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=18741.
31. Формы занятий физическими упражнениями – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwork.ru/spravochnik/fizkultura/formy-zanyatiy-fizicheskimi-uprajneniyami